Наконец-то дома! Вернулись из Абхазии, где нам невероятно повезло с погодой: до и после нашего путешествия лили дожди, а на нас не упало ни капли. Рассказываю от первого лица про велоприключения и забавные (а порой и курьёзные) моменты. Так же, в тексте будут авторские вставки от предводителя группы «Хард» — Игоря. Велотур завершился, впечатления остались. В конце текста будет ссылка на фото-альбом велотура.
День ноль: Дорога, привал в Ростове – на – Дону и велоэкскурсия
Дорога из Москвы прошла гладко: к полудню были уже в Ростове-на-Дону. Размялись после переезда прогулкой по старому городу в компании нашего бессменного гида Виктора Сапова и завершили день в уютном ресторанчике.
Итог дня — 22 км. С набором 100 метров. Неплохо для разминки в пути.
День первый: Хашупское ущелье
На следующий день рано утром были на границе. Вот только сотрудница таможни, видимо, встала не с той ноги: несмотря на полный комплект документов, проверка затянулась на целый час. Но обижаться на чиновников — всё равно что сердиться на дождь и ветер. В итоге в гостиницу попали вовремя, позавтракали плотно и вкусно — и вперёд, к приключениям!
Автобус доставил нас ко входу в Хашупское ущелье. Подъём в гору, шлагбаум, прокат — 200 рублей за проход к реке. Туристическая Абхазия берёт своё, мы были готовы. В ноябре мы спускались к воде на велосипедах по камням — весело, бодро, с драйвом. Но в этот раз «повелители шлагбаума» нас не пустили: мол, сезон, много людей, небезопасно. Долго уговаривали прокатиться на багги и поплавать на сап-борде в каньоне. По факту, кроме нас там была лишь пара туристов.
Зато в кафе у шлагбаума оказался отменный варёный кофе — маленькое, но приятное утешение.
Дальше планировали подняться к древней крепости, но… снова шлагбаум, снова «закрыто, нельзя, только от нас, на наших багги». Ага, конечно. В итоге упёрлись в профессионально сделанный на общей дороге завал — спиленные деревья, через которые и мышь не проскользнёт. Разведка доложила: дальше ещё несколько таких же «эшелонов». Видимо, чтобы ни один турист не проскочил без оплаты.
Ладно, не велика потеря — вместо крепости заскочили на альпийские луга, а затем к морю, на белые скалы! Искупались, отдохнули, отпустили водителя и своим ходом вернулись в отель.
Итог дня — 40 км. Набор высоты 600 метров.
День второй: Рица, водопады и угрозы подросткового бунта
Утро началось с пробежки к морю — вода холодная, но бодрящая. После завтрака — погрузка велосипедов и марш-бросок к озеру Рица.
Объехали почти всё озеро, заглянули на «дачу Сталина» (в Абхазии, кажется, у Сталина была дача в каждом втором ущелье). Маршрут предполагал спуск, поэтому взяли с собой детскую группу — впервые в этом туре участвовали трое детей от 7 до 13 лет. Двое из них — мои. Эксперимент удался: дети не мешали группе, хотя 13-летняя дочь после подъёма заявила, что «выбросит велосипед в пропасть и больше никуда с нами не поедет». Посмотрим…
Спуск с Рицы прошёл на ура: основная группа умчалась вперёд, а я с детьми держался бодро. Доехали до подъёма на Гегский водопад — тот самый, где снимали схватку Шерлока Холмса с профессором Мориарти. Оставив детей с мамой, я догнал группу у водопада — они уже пили горный чай в кафе. Обратно летели с ветерком, по пути я учил девочек спускаться по камням — справились на отлично!
Итог дня — 56,5 км. Набор высоты 740 метров.
День третий: Новый Афон — пещеры, монастырь и велохардкор
Следующий пункт — Новый Афон. Собрали вещи на два дня, чтобы заночевать в Сухуме и добраться до полузаброшенного Ткварчала.
Новый Афон прекрасен, как всегда. Я сопровождал «лайт-группу» — минимум катания, максимум достопримечательностей. Тем временем «хардкорщики» под руководством Игоря штурмовали горы, камни и колючие кусты.
Рассказ Игоря, предводителя группы «Хард»:
После посещения Новоафонской пещеры группа хард, ещё не успев согреться после прохлады подземелья, отправилась дальше по маршруту. Почти без остановок мы добрались до заброшенного абхазского поместья, расположенного на высоте 430 метров. Мандаринов и хурмы, конечно, не было – не сезон. Зато мы нашли шелковицу и наелись ею до отвала.
Мимо ухоженного семейного кладбища (в Абхазии многие родовые захоронения сохраняются веками) мы поднялись к развалинам храма Акуача (VI века). Набрав ещё высоты до 540 метров, мы достигли горы Акуи – снежные вершины ГКХ были затянуты облаками.
Оттуда наш путь лежал к останкам старинной железной дороги, построенной при Николае II (в конце XIX – начале XX века). Мы сфотографировали ржавеющий паровоз – немого свидетеля эпохи.
Рядом обнаружились развалины канатной дороги. А потом нас ждал невероятная трёхэтажная смотровая площадка на огромном дереве откуда открывалась панорама всей Абхазии.
Дальше – бешеный спуск по лесному трейлу. Пришлось преодолевать завалы, но адреналин того стоил! Тропа превратилась в дорогу, прорубленную в скале, и вывела нас к деревне, расположенной прямо над храмом. Ещё один рывок вниз – и мы у цели.
Завернув голые ноги , мы вошли внутрь. Мощные своды, тихое хоровое пение – атмосфера завораживала.
Напоследок заглянули к водопаду у старой железнодорожной станции, и отправились ужинать в уютную кафешку на берегу моря.
***
«Лайты» же, Успели посетить каньон, Новоафонскую пещеру, грот апостола Симона Канонита и Новоафонский монастырь. Эти места неизменно впечатляют — каждый визит наполнен трепетом.
Итог дня группы «Хард» — 17 км., набор высоты 617 метров.
День четвёртый: Ткварчал — город-призрак и коровий тоннель
После ночёвки в Сухуме отправились в Ткварчал — почти два часа в горы на автобусе.
Доехав до окраины, продолжили путь на велосипедах, любуясь видами ущелий. В советские времена Ткварчал был процветающим шахтёрским городом: сталинская архитектура, вокзал, мосты, тоннели. Сейчас — атмосферное место с налётом заброшенности.
Конечная точка маршрута — три водопада: Святой, Ирина и Великан. Дойдя до первого, я и ещё пара уставших участников остались в кафе под водопадом, а остальные поехали к Великану.
Местные джиперы попытались собрать с нас «экологический сбор» — без документов, чеков и логики. Отказались: поддерживать туриндустрию готовы, но не «разводы в стиле 90-х».
На обратном пути исследовали заброшенные ж/д мосты и тоннели. Один из них окрестили «Аюрведой» — из-за обилия коровьих «следов жизнедеятельности». Верхние мосты красивее смотрятся снизу, а вот нижняя дорога оказалась живописной — я затаился на смотровой, чтобы поймать группу в кадр.
В отель в Гаграх вернулись к полуночи. К нашему удивлению, нас ждал горячий ужин — стая голодных велосипедистов смела всё без остатка.
Итог дня — 31 км. Набор высоты 623 метра.
День пятый: Мюссера — советские госдачи, храмы и «хыпстерский» Магнит
Мюссера — один из моих любимых маршрутов: асфальт, плотная грунтовка и два шикарных привала у моря.
Первый — на бывшей госдаче (Горбачёва, Хрущёва, Сталина), а ныне резиденции президента Абхазии. Ухоженная территория, лошади, гуляющие просто для красоты, и потрясающий вид на море.
Второй привал — у развалин древнего храма Амбара. В этот раз там работало кафе в стильном кемпинге — поели, отдохнули, сделали фото.
Финиш маршрута — село Хыпста, где теперь есть настоящий магазин «Магнит». Ещё в ноябре такое было сложно представить — прогресс налицо!
Итог дня — 35 км. Набор высоты 600 метров.
День шестой: Гагры и старинная плотина
По плану — день отдыха. Но кто же откажется от ещё одного заезда? Игорь повёл группу на старинную электростанцию (30 км туда-обратно), а я остался решать оргвопросы, купаться в бассейне и лакомиться свежими фруктами.
Рассказ от предводителя группы «Хард»:
Тайны Ольгинского грота
День, обещавший отдых, стал днём погони за временем. Мы рванули вперёд, не дожидаясь никого, — туда, где из каменных недр бьётся сердце старого гагринского водопровода.
Туннели-убийцы
Два автомобильных туннеля, чёрных, как пасть чудовища, встретили нас удушающим дыханием выхлопов. Воздух был густым, ядовитым, словно проклятие древнего духа. Лёгкие горели, глаза слезились, а инстинкт кричал: «Беги!» И мы, как дайверы, выброшенные на поверхность без декомпрессии, прорвались сквозь эту адскую трубу — к свету, к горам, к ветру.
Дорога над бездной
Трасса вилась над Гагрой, открывая город, будто карту сокровищ: красные крыши, бирюзовое море, зелень, пронзённая солнечными лучами. Но мы свернули в горы, где дорога сузилась до тропы, а вокруг встали стены ущелья, словно молчаливые стражи.
Врата подземного царства
Ольгинский грот ждал. Старый водопровод, покрытый плесенью времени, гудел, как орган в заброшенном соборе. Железные двери, покрытые ржавыми узорами, напоминали вход в обитель гномов — те самые, что хранят золото и проклятия. Круглые окошки смотрели на нас, как слепые глаза.
За первой пещерой скрывалась вторая. Дверь, скрипнув, открыла путь в узкий тоннель, где шаги эхом отдавались в темноте. И тогда — озеро. Чёрное, бездонное, рождённое самой горой. Оно шептало, переливаясь в трубу, уходящую в никуда.
Крылатый ужас
Но настоящий сюрприз ждал выше. Пещера в скале — и внезапно тьма ожила. Рой летучих мышей, сотни кожистых крыльев, пронзительные писки, вихрь, бьющий в лицо… Сердце замерло. Мы стояли, ослеплённые, оглушённые, чувствуя, как древняя магия этого места обволакивает нас.
Обратный путь казался короче. Город жил своей жизнью, а в голове звучал шепот подземных рек, скрип ржавых дверей и шорох крыльев. Мы уезжали не просто довольные — другие. Ведь кто однажды заглянул в тайный мир, тот уже не принадлежит полностью миру дневного света.
Итог дня — 28 км. Набор высоты 344 метров.
Велотур удался на славу! Из заявленных 5 вело-дней катались все 7, если считать Ростовский привал.
Возвращение
Дорога в Москву через Ростов прошла без приключений — к 17:00 были на месте. Теперь разбираем гигабайты фото и видео и готовим новые маршруты!
Полный фотоальбом велотура смотрите в нашей ВК группе «Велотуры без баулов» перейдя по этой ссылке.
Интересно? Поехали с нами!